На главную страницу...

 

Продали заводы, леса, водоемы, теперь продаем вузы…

Единая Россия вместе с Президентом преподнесла очередной подарок всем студентам: в третьем чтении был принят проект ФЗ "Об автономных учреждениях", который затрагивает всех россиян.

Проект Федерального закона "Об автономных учреждениях" и предлагаемый в пакете с ним проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях" применительно к сфере образования не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Общая концепция названных законопроектов заключается в снятии с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений в сфере образования. Положения закона, провозгласившие отказ государства от прямого финансирования основной деятельности автономных образовательных учреждений и фактический переход на "платное оказание образовательных услуг", не соответствуют нормам статьи 43 Конституции РФ, которые гарантируют каждому гражданину Российской Федерации общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и право на бесплатное получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Конституционные гарантии прав граждан на бесплатное образование находят конкретное воплощение в нормах пункта 3 статьи 5, статьи 41, 42, а также пункта 7 статьи 50 Закона РФ "Об образовании", ст. 28 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые также нарушаются представленными и принятыми единороссами законопроектами.

Для образовательных учреждений в сфере вузовского и высшего профессионального образования, занимающихся фундаментальными научными исследованиями, данный подход категорически неприемлем. Отсутствие систематического и планомерного бюджетного финансирования равносильно прекращению их основной деятельности и неизбежно приведет к их превращению в коммерческие и полукоммерческие организации, целью которых станет не реальная забота о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и верности идеалам Отечества, о процветании российского государства и благосостоянии нашего народа, а получение максимальной прибыли исключительно для себя.

Предлагаемые депутатами от "Единой России" законы противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, иного действующего законодательства, многие императивные нормы которого не только не изменяются, но в принципе не могут быть изменены этими законопроектами.

Достаточно сказать, что "в целях регламентации отношений, возникающих при функционировании учреждений", закон "Об автономных учреждениях" фактически создает пяти- или даже шестизвенную систему органов управления образовательными учреждениями:

- Первый уровень - руководитель (ректор или иной единоличный исполнительный орган - статья 14 законопроекта).

- Второй уровень - коллегиальный орган (ученый совет и т.п., создаваемый в соответствии с законодательством и уставом учреждения - пункт 2 статьи 9 законопроекта).

- Третий уровень - наблюдательный совет (статьи 11-13 законопроекта), без рекомендации которого нельзя совершить ни крупную сделку, ни сделку с заинтересованностью, ни решить иные серьезные вопросы деятельности учреждения. В состав Наблюдательного совета входят от 5 до 11 представителей органов исполнительной власти, часть которых делегирована органом, в ведении которого находится автономное учреждения, а другая часть - органом, на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом. Если учесть, что Наблюдательный совет обязан созываться не реже одного раза в квартал, а вопрос об отнесении сделки к разряду крупной или сделки с заинтересованностью нередко является дискуссионным, можно с легкостью подсчитать, какая армия чиновников потребуется для обеспечения эффективной деятельности наблюдательных советов во всех автономных учреждениях на территории Российской Федерации (затраты на переписку, командировки и т.д.).

- Четвертый уровень - собственник-учредитель, функции которого в части полномочий по распоряжению имуществом учреждения осуществляются органом исполнительной власти, на который возложено управление государственным имуществом (пункт 2 статьи 6, подпункт 7 статьи 10 законопроекта).

- Пятый уровень - учредитель, который решает важнейшие вопросы деятельности автономного учреждения (подпункты 1-6 статьи 10 законопроекта), причем эти функции и полномочия учредителя могут осуществляться как федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

- Шестой уровень - непосредственно Правительством РФ (пункт 2 статьи 6 законопроекта).

Причины введения столь беспрецедентной по своей сложности системы управления автономным образовательным учреждением совершенно не ясны, поскольку действующее законодательство (статьи 296, 298 Гражданского кодекса РФ, статья 226 Бюджетного кодекса РФ и др.) создает реальные гарантии защиты прав собственника-государства, соблюдения интересов граждан в части качества образования, и в то же время предоставляет государственным образовательным учреждениям минимально необходимую свободу в их оперативно-хозяйственной деятельности. Достаточно сказать, что даже для федеральных казенных предприятий закон устанавливает двухзвенную систему управления (собственник-учредитель и подконтрольный ему руководитель - статьи 20, 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

При этом в указанных законопроектах напрочь отсутствуют какие бы то ни было антикоррупционные механизмы, необходимость которых при наличии необъятного числа чиновников, распоряжающихся, контролирующих и надзирающих за деятельностью автономного учреждения, представляется совершенно очевидной.

Кроме того, устанавливая необоснованное требование о согласовании с наблюдательным советом, а после этого с собственником-учредителем возможного участия образовательного учреждения во всех видах юридических лиц и в любых совместных проектах (часть 4 пункт 2 статьи 3, пункт 2 статьи 6, подпункт 7 статьи 10 законопроекта), данный законопроект весьма существенно затрудняет интеграцию образовательной, научной, а также инновационно направленной производственной деятельности, определенной Президентом Российской Федерации в качестве одной из основных стратегических задач перспективного развития образовательной отрасли.

Изменения в законодательстве лишат государственные и муниципальные образовательные учреждения права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными не из бюджета. Эта схема выглядит весьма логично, если учреждения "сидят на бюджете" целиком, а не только в расходной части.

Законопроект представил председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников из "Единой России", и его поддержали 342 депутата. Против выступили фракция КПРФ в Государственной ДУМЕ (позиция которой в сфере образования сопоставима с позицией РКСМ). Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что теперь принципиально изменился закон "Об образовании". В частности, государственные и муниципальные образовательные учреждения потеряют право самостоятельно распоряжаться средствами, полученными ими не из бюджета. В ближайшем будущем сия привилегия останется только у новых (автономных) образовательных учреждений.

Случилось то, о чем предупреждали депутаты фракции КПРФ. Как бы ни выглядели поправки "единороссов" ко второму чтению закона об АУ, которыми они так гордились, - мол, учли интересы образовательного сообщества, - "Единая Россия" показала, что цель у них одна: подтолкнуть государственные и муниципальные образовательные учреждения к изменению статуса. Не просто подтолкнуть, а создать схему, когда смена статуса станет неизбежной", - заявил Иван Мельников.

После принятия закона "Об автономных учреждениях" в первом чтении 9 июня 2006 года профсоюзы работников образования резко выступили против него, чем значительно отсрочили второе чтение. Профсоюзы, а также депутаты от КПРФ, утверждали, что новый закон может открыть дорогу для приватизации образовательных учреждений и похоронить бесплатное образование в России. Планировалось даже проведение трехдневных пикетов в знак протеста и ради привлечения общественного внимания к проблеме. Однако мероприятия так и не состоялись: в законопроект был внесен ряд поправок, в том числе о добровольном переходе учреждения в разряд автономного. Этот пункт вполне успокоил профсоюзы.

Но, по мнению фракции КПРФ, "Единая Россия" окольными путями вынуждает образовательные учреждения переходить в разряд автономных. "Если во время рассмотрения закона "единороссы" уверяли, что только 2-3% государственных и муниципальных учреждений перейдут в АУ, то теперь ясно, что это была неправда", - отмечает Иван Мельников. По его словам, на пятничном заседании он предлагал внести норму о запрете на приватизацию автономных учреждений уже непосредственно в закон "Об образовании". Однако "единороссы" отклонили поправку, заявив, что "не видят такой угрозы". Один из лидеров единороссов (кстати бывший эспеэссовец) депутат П. Крашенинников также объяснил, почему была отклонена поправка Ивана Мельникова: "Порядок и процедура приватизации не решаются в таких законах о госпредприятиях. У нас, по Гражданскому кодексу, должно существовать специальное законодательство по приватизации, допустим, предприятия. Нигде не написано, что можно или нельзя приватизировать, скажем, университеты или библиотеки. Я и пытался объяснить коммунистам, что это вообще не предмет данного закона", - отметил П. Крашенинников.

Позиция Российского коммунистического союза молодежи в сфере образования такова: мы выступаем категорически против изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на АУ (автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации).

Такое изменение грозит утратой достижений образовательного законодательства прошлых лет, включая отсрочки от военной службы, оставшиеся налоговые льготы, досрочную пенсию для педагогов, работающих с детьми, и т.д. Всё это установлено для тех, кто работает или учится в образовательных учреждениях, но отнюдь не в АУ или ГАНО, открывает дорогу массовой приватизации в сфере образования как через возможность банкротства, так и путем отмены запрета на приватизацию, установленного действующим законом для государственных и муниципальных образовательных учреждений, но не для АУ или ГАНО.

Мы выступаем категорически против приватизации образовательных организаций в любой форме. Очевидные для любого неидеологизированного специалиста последствия приватизации в сфере образования следующие:

- резкое сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений в связи с их превращением в негосударственные и, соответственно, уменьшением государственных обязательств перед ними;

- вследствие этого качественный рост доли платных для гражданина образовательных услуг за счет бесплатных;

- в связи с крайне низким средним уровнем жизни и узостью средних слоев, представители которых способны оплачивать образование, сокращение, возможно в несколько раз, количества обучающихся, превращение образования в привилегию для избранных;

- по причине дефицита финансов и отсутствия государственного управления превращение образовательной деятельности для многих учебных заведений во второстепенную, вытеснение ее коммерческой деятельностью, распродажа имущества, новый передел собственности под видом ее раздела, который и составляет "тайну" российской приватизации вообще;

- вследствие всех названных причин - полное разрушение системы образования в короткие сроки. Больше разрушать будет нечего.

Думать поздно-нужно действовать!

В. Мухамедов

 

На главную страницу...

 

Память...


19 сентября 2003 г. в НИИ скорой помощи им. Склифосовского в возрасте 39 лет умер лидер Российского коммунистического союза молодежи ИГОРЬ МАЛЯРОВ...

О нём

 

Links...

УСТАВ

Гостевая книга


Сайты отделений РКСМ

Новосибирск

Краснодар

 

Статьи

Нищета или борьба?

21 января - годовщина смерти Владимира Ильича Ленина

Юбилей Брежнева

Левый марш

7 ноября: заявление ЦК РКСМ

Михаил Делягин: "Молодежь станет ударной силой перемен".

Продали заводы, леса, водоемы, теперь продаем вузы…

Европейский социальный форум